Меню Содержимое
Дар Орла arrow Человек arrow Свобода и детерминизм §1 К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ В философии нового времени довольно прочно ут
Свобода и детерминизм §1 К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ В философии нового времени довольно прочно ут Печать E-mail
Таким образом, содержание процесса антропосоциогенеза представлено тремя взаимосвязанными составляющими: а) ком- | пенсацией родовой неспециализированное™ человека; б) индивидуализацией его в ходе исторического развития; в) формированием и развитием рефлекторного сознания. Конечно перечислены эти составляющие антропогенеза отнюдь не в хронологической или значимой последовательности, а исключительно для удобства изложения. ГЛАВА IV Свобода как характеристика родовой природы человека § 1. К определению понятия § 2. Некоторые особенности современного подхода к проблеме § 3. Свобода и детерминизм §1 К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ В философии нового времени довольно прочно утвердилось представление о невозможности однозначного определения понятия свободы, ввиду множественности аспектов и параметров ее измерения . Даже такой любитель и непревзойденный мастер строгих формально-логических определений, как Гегель, относительно понятия свободы замечал, что ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы, и ни об одной не говорят обычно с такой малой степенью понимания ее. Спустя почти столетие после этих слов, крупный русский философ и социолог Е. В. Де-Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы достоин полной Нобелевской премии. Сциентистски ориентированная философия принципиально связывает свободу с познанием необходимости. Спиноза, Гегель, Конт, Маркс и все их последователи в раскрытии связки необходимость— свобода шли и идут от необходимости к свободе. Причем, от жесткого спинозовско-гегелевского положения «свобода есть познанная необходимость» к стремлению Ф. Энгельса и В. Ленина «смягчить» эту жесткость введением дополнительных характеристик типа «свободы действий в соответствии с познанной необходимостью» сути дела не меняет, ибо свобода все же рассматривается в рамках объективной необходимости и за эти рамки «не выпускается». Фактически такое понимание свободы выражает отношение мира к человеку, а не отношение человека к миру. 100 Свобода как характеристика родовой природы человека Вольно или невольно категории необходимости и свободы понимаются при этом как вечные характеристики вечного бытия.
 
« Пред.   След. »

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов материалов проекта. Каждый человек вправе иметь свое мнение и философию в жизни.